MUSICA AMATORUM

Фортепианный коллектив

Название Musica amatorum (музыка любителей) возникло в 2009 году, но сама группа существует уже почти два десятилетия. Ее состав за эти годы менялся, и сейчас в нее входят Вадим Бронгулеев, Дмитрий Новиков, Дмитрий Люсин и Наталья Чубарова. Все они - выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова и начинали свои выступления, еще занимаясь в Фортепианном классе МГУ под руководством У.М. Дубовой-Сергеевой. После ее смерти в 1986 году одним из преподавателей класса, а затем и его руководителем в течение нескольких лет была Н.А. Мутли, которой, как и прежнему руководителю, участники Musica amatorum обязаны очень многим. С начала 90-х годов они образовали самостоятельный коллектив и с тех пор регулярно выступают в различных камерных залах Москвы.

Оправдание любительского исполнительства

Слушать музыку – самая распространенная, естественная и понятная форма общения с ней. Но существует и другая форма такого общения – исполнение. Эта вторая форма менее массовая, но более напряженная, интенсивная и дает более тесный контакт с музыкой, более глубокое проникновение в нее. Играющий не только слушает исполняемое произведение, но буквально пробуждает его к жизни, воссоздает его своими руками (голосом) и своей душой. Это совершенно особое чувство, которое «слушатель» испытать не может и которое служит одним из побудительных мотивов любительских занятий музыкой.
Но зачем любителям играть перед публикой? Можно назвать несколько причин. Одна из них состоит в том, что публичность требует доводить исполнение до некоторой, возможной для вас, степени завершенности. В этом процессе вы всё глубже проникаете в смысл произведения, вживаетесь в него, начинаете слышать его иначе, ваше представление о нем становится полнее, объемнее и может существенно измениться. Это очень ценно, и это – один, как бы, «внутренний» стимул наших выступлений.
Другая, внешняя, причина – желание поделиться какими-то соображениями об исполняемой музыке. Существует множество всякого рода музыкальных связей между композиторами, произведениями, стилями, образами. Эти взаимные «отражения» превращают музыку из простого собрания пьес в сложную, организованную вселенную, которая тем более неисчерпаема, чем больше таких отражений мы находим. Как радостно вдруг услышать перекличку между темой «Аминя желания» Мессиана и мотивом из второй части сонаты Моцарта фа мажор (К.332). Их родство прибавляет что-то к нашему восприятию и того и другого сочинения. Но музыка связана и со всем остальным в мире, и эти связи бывают еще более интересны; они-то и придают музыке смысл. Каждый человек может найти свои «отражения», и хочется иногда рассказать о них, что мы и стараемся, время от времени, делать. Это – другой стимул, побуждающий нас выступать публично.
И, наконец, есть еще одна, какая-то иррациональная причина, напоминающая о герое романа Грина «Блистающий мир», способном летать: время от времени он должен был демонстрировать публично эту способность, чтобы она не исчезла. Мы, разумеется, не летаем, но опасения подобного рода, отчасти, движут и нами.

Вадим Бронгулеев


Hosted by uCoz